НИКТО, КРОМЕ НАС!

«ОДНАЖДЫ ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА…» Эту известную басню можно смело цитировать при анализе работы главных управлений Министерства Обороны и Генерального штаба ВС РФ, особенно оперативного, организационно-мобилизационного и кадрового по реализации замысла военной реформы. Многие мероприятия реформы идут вразрез с заявленными намерениями руководства страны, удивляют поспешностью и непродуманностью их исполнения, асинхронностью действий этих управлений. В результате некоторые необходимые, хорошо работающие и боеспособные структуры теряют свои качества и даже… Верховный Главнокомандующий остается без своего оперативного резерва.

Реформа была и остается объективной необходимостью

Впервые за 20 лет преобразования «нового облика Российской Армии» являются настоящей военной реформой. Этот процесс не может быть безболезненным. Слишком многое приходится ломать и создавать заново в весьма короткие сроки, но у России уже не остается времени на раскачку — запас времени и прочности исчерпан. Необходима срочная модернизация и экономики и армии. Армию нужно обновлять полностью: органы управления, организационную структуру, вооружение, оперативные планы, принципы подготовки и комплектования войск. На заседании расширенной коллегии Министерства Обороны 5 марта с. г. Президент Российской Федерации Д. Медведев подчеркнул: «Главная цель качественного совершенствования Вооружённых Сил – это создание современных, оснащённых новейшими вооружениями армии и флота. В сентябре 2008 года я утвердил перспективный облик Вооружённых Сил. В течение прошлого года создана их организационная основа…. Штатная численность военнослужащих доведена до одного миллиона человек. Поставленные перед Министерством обороны задачи по выходу на перспективный боевой состав Вооружённых Сил в целом решены».

Действительно, несмотря на очевидные ошибки и просчеты, замысел реформы ориентирован на повышение боеспособности войск. В Сухопутных войсках существенно увеличилось количество штатных развернутых тактических единиц – мотострелковых и танковых, батальонов, артиллерийских дивизионов. Это объективная необходимость, так как в современной войне снижается порог тактической самостоятельности подразделений. Они должны иметь способность действовать самостоятельно, быстро и маневренно, на большой территории и в глубине, зачастую изолированно друг от друга, но по замыслу, под руководством и при поддержке старшего начальника. Ликвидация громоздких и ненужных сегодня многоступенчатых управленческих структур с их частями обеспечения и обслуживания явилась неизбежной, но болезненной процедурой лечения армии.

Оборонительный характер Военной Доктрины РФ потребовал также перестройки, предназначенной для обеспечения стратегических и фронтовых наступательных операций Советской Армии, системы тылового и технического обеспечения, перемещаемой вслед за наступающими фронтами и армиями. Решение о создании унифицированной территориальной системы тылового и технического обеспечения вполне разумно и оправдано. Военный округ становится источником и организатором снабжения объединений, соединений и частей, дислоцирующихся на его территории, а оперативные командования занимаются планированием и подготовкой войск, руководят боевыми действиями. Такая система существует в Турции, в некоторых других странах и она доказала свою эффективность.

В России сегодня можно идти еще дальше и передать Федеральным Округам, т. е. полномочным представителям Президента РФ, большинство функций обеспечения не только Вооруженных сил, но и МВД, ФСБ, МЧС. При этом представители Президента будут распоряжаться средствами для строительства, содержания и ремонта военных городков, жилых домов, для закупки обмундирования, снаряжения, продовольствия, ГСМ. Эти предметы снабжения одинаковы для Армии, МВД, ФСБ, МЧС. Представители Президента будут иметь рычаги экономического влияния на регионы и по-настоящему станут генерал-губернаторами Федеральных Округов. А «силовики» в полной мере сосредоточатся на своих оперативных функциях.

Оправдана и оптимизация структуры управлений, учреждений и частей ВС РФ. Вспоминается случай в 1994 г., когда в управлении начальника войск связи ВС РФ наряды на получение радиостанций выписывал подполковник. Сегодня это делает гражданское лицо, содержание которого в разы дешевле. За счет такой экономии, по словам Д. Медведева: «организационная основа создана в сжатые, как и планировалось, сроки и без дополнительного выделения средств». Хотя на наш взгляд и дополнительные средства нужны и эти средства лучше бы использовать на подготовку сержантов, на привлечение контрактников, на качественную и массовую допризывную подготовку молодёжи по военно-учетным специальностям – это сегодня главные способы повышения боеспособности. Без них провалится весь замысел военной реформы. От укомплектованности частей, подготовки их личного и командного состава, слаженности подразделений зависит боеспособность армии. Благодаря «стараниям» господина В. Смирнова, еще недавно публично уверявшего всех в способности его ведомства обеспечить безболезненный переход на годичный срок службы по призыву и обещавшего профессиональную армию, сегодня она стремительно утрачивает боеспособность. Нет ни профессионалов, ни обученных военному делу призывников. Вместе с водой ГОМУ ГШ выплескивает ребенка.

Есть Концепция Национальной Безопасности, а где безопасность?

Сотворитель мира дал России богатства – это раздражает очень многих. На Западе в политических и научных кругах всерьёз рассматриваются американские теории «нулевой земли», под которыми понимаются территории с населением меньше 3-5 чел. на 1 кв. км. Такую землю предлагается считать неосвоенной и общей для всего человечества (З. Бжезинский, М. Олбрайт). Не менее активно в рамках «теории ограниченности ресурсов» муссируется проблема излишества природных ресурсов у отдельных стран, необходимости прямого доступа к ним всех, санкций против государств, «недоиспользующих» свои ресурсы.

Современный кризис обострил противоречия, которые уже ведут к переделу сфер влияния между государствами и группами государств. В ХХ веке два экономических кризиса завершились двумя мировыми войнами. Сегодня в условиях глобальной взаимозависимости и наличия ядерного оружия мировая война самоубийственна, в том числе для её инициаторов. Но противоречия требуют разрешения, потому возрастает вероятность локальных конфликтов, не несущих угрозы ядерной войны. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, подписанная Президентом РФ в 2009 г. предупреждает (ст.11): «Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове». И далее ст.12 «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы — может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников».

Очевидно, что размышляя о партнерстве с НАТО и США, об отказе Америки от амбиций мирового лидерства следует помнить, кто может дотянуться до районов, перечисленных в концепции, солдатским сапогом. Вот слова Б. Обамы из его программной статьи: «Для того чтобы вернуть Америке лидирующую позицию в мире, нам следует немедленно начать возрождение нашей армии и готовить ее к задачам будущего». Нынешний (Обамовский) оборонный бюджет США ясно дает понять, что военное будущее Америки лежит в «экспедиционных боевых операциях». Части американского корпуса морской пехоты (175 тыс. чел.), дислоцированные на заморских базах и судах, готовы в любой момент принять в них участие. Для операций на Ближнем и Среднем Востоке Пентагон содержит 18 воздушно-десантный корпус, в который входит четыре дивизии, три бригады, отд. полк и части обеспечения. Его общая численность 90 тыс. чел. В НАТО сформированы силы быстрого реагирования численностью 25 тыс. чел. Цель нового оперативного объединения, по словам Генсека НАТО: «успокоить страны, которые испытывают нарастающие опасения по поводу России».

Добрососедские отношения и партнерство с Европейским Союзом, с НАТО и США необходимы и возможны при условии, что Вооруженные Силы РФ будут иметь достаточный военный потенциал сдерживания, как глобальных, так и локальных угроз. Понимание необходимости стратегического сдерживания этих угроз нашло подтверждение в речи Президента Д. Медведева на расширенном заседании Военной Коллегии 5 марта 2010 г.: «…обладание ядерным оружием – это определяющее условие для проведения Россией своей независимой политики для сохранения её суверенитета, политики, направленной на поддержание мира и предотвращение любого военного конфликта, а также для содействия урегулированию постконфликтных ситуаций». «Основные усилия нужно направить на поддержание и развитие сил и средств ядерного сдерживания» подчеркнул он в заключение.

Месяцем ранее, 5 февраля 2010 г., Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент РФ утвердил Военную Доктрину, в которой Генеральному штабу, как основному органу военного планирования, показаны военные угрозы и военные конфликты, которые характеризуются «…непредсказуемостью их возникновения и сокращением временных параметров подготовки к ведению военных действий…, скоротечностью,.. быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). …».

Военная Доктрина требует от Генерального штаба «выбирать оптимальные направления строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, формы и способы их применения, исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных угроз…». При этом «…формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством». Зная действительное состояние частей и соединений постоянной готовности, хотелось бы попросить Начальника Генерального штаба, Николая Макарова, публично назвать эти «оперативные формирования».

Годом ранее, 3.02.2009 г. Министр Обороны А. Сердюков разъяснил участникам заседания предыдущей военной коллегии замысел Плана военного строительства: «Основной боевой состав Вооружённых Сил разработан с учётом сохранения окружного руководства войсками на стратегических направлениях и не предполагает изменения существующей общей структуры. Они будут состоять из трёх видов – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот и трёх родов войск – Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска. Планируется создание соответствующей перспективному составу Вооружённых Сил трехзвенной системы управления: военный округ – оперативное командование – бригада. На каждом стратегическом направлении создаются группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени»

На коллегии 5 марта Д. Медведев обозначил дальнейшую задачу: «Теперь главная цель – создание современных, оснащённых новейшими вооружениями армии и флота. При переходе к новому облику Вооружённых Сил нужно действовать эффективно, слаженно и последовательно, реализовывать всё, что было запланировано, не колебаться и двигаться вперёд. …Усилия должны быть сосредоточены на формировании и подготовке межвидовых группировок войск и сил» и подчеркнул, что План военного строительства, утвержденный им в сентябре 2008 г. должен выполняться неукоснительно. А это означает, что соединения и части постоянной готовности должны быть полностью укомплектованными личным составом, вооружением, техникой и способными выполнить боевые задачи без доукомплектования и проведения боевого слаживания. Мобилизационное развёртывание должны обеспечивать военные округа, главные командования, главные и центральные управления Минобороны. А для отражения военных угроз Генеральный штаб должен подготовить межвидовые группировки оперативных командований под управлением вновь образованных оперативно-стратегических командований.

Хочется верить, что лишь мы не знаем, а Генеральный штаб предусмотрел, как этого и требует Концепция Национальной Безопасности и Военная Доктрина РФ, в новом облике Вооруженных сил оперативные группировки войск для реагирования на локальные угрозы, для выполнения договорных обязательств России перед её союзниками, для защиты наших граждан за границей, для действий в районах Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в приграничных с Афганистаном районах, на Корейском полуострове, в Арктике, в Сибири с её заполярными источниками энергоресурсов, на островах и берегах северных, южных и восточных морей.

Сегодня силы общего назначения Сухопутных войск, в том числе соединения и части постоянной готовности, находятся либо в состоянии реформирования или в «стрессовом» (послереформенном) состоянии. Кроме Воздушно-десантных войск для реагирования на удаленные локальные вызовы у России нет других военных инструментов. ВДВ — это уникальный, не имеющий аналогов в мире род войск — резерв Верховного Главнокомандующего – должен содержаться в постоянной готовности. Однако, Центральный совет Союза десантников России настораживают непродуманные и несвоевременные шараханья в крайности и попытки подвергнуть радикальному реформированию этот боеспособный инструмент в то время, пока нет объективного анализа и положительных результатов реформы Сухопутных и других войск.

«Однажды лебедь, рак и щука…»

Работа главных управлений Министерства Обороны и Генерального штаба, особенно оперативного, организационно-мобилизационного, кадрового при реализации замысла реформы очень напоминает персонажи этой известной басни. Некоторые мероприятия идут вразрез с официальными заявлениями руководства страны, удивляют поспешностью и непродуманностью их исполнения, асинхронностью действий.

У десантников есть заповедь: «Что хорошо для России, то хорошо для ВДВ». Но непоследовательность позиции Генерального штаба, его постоянный зуд «реформирования» Воздушно-десантных войск, зачастую прямо противоречит заявлениям руководства страны. Объявленное в начале реформы сокращение ВДВ сменили заявления об их укрупнении. Представляя нового командующего В. Шаманова, генерал Н. Макаров заявил: «В соответствии с решением министра обороны А. Сердюкова все Воздушно-десантные войска сохранены, в том числе дивизия в Туле, которая первоначально подлежала реорганизации… . Мы надеемся, что в ближайшее время ВДВ еще получат пополнение. Мы создаем ряд новых соединений войск, так как они наиболее подготовлены и востребованы, хорошо и качественно выполняют поставленные задачи». (Это говорилось после завершения операции по принуждению Грузии к миру). Президент РФ Д. Медведев также заверил, что в ВДВ «сохранится дивизионная основа». Но через год после этих заявлений реализуются планы по сокращению частей обеспечения, офицеров и штабов, а на «новые соединения» нет и намека. Штабу ВДВ предписано передислоцироваться в г. Рязань. ГОМУ ГШ из воздушно-десантных дивизий пытается кроить бригады для усиления оперативных командований. Честно скажу, мы, ветераны ВДВ, с тревогой ждали в марте расширенного заседания военной коллегии. К счастью для страны худшего не произошло или отложено. Как знать? У нас нет уверенности, что Верховный Главнокомандующий ясно представляет состояние боеспособности Вооруженных Сил, в т. ч. ВДВ.

Можно понять страстное желание командующих военными округами и оперативными командованиями иметь среди всеобщей импотенции в своем подчинении одну-две десантно-штурмовые или воздушно-десантные бригады, на всякий случай: для демонстрации врагу, для показа начальнику, для выполнения первоочередных внезапно возникающих задач. Генеральному штабу также хочется показать в лучшем виде эти новые командования. И представляется им, что нужно-то для этого совсем немного – сформировать в ВДВ бригады и передавать их в подчинение с начальников оперативно-стратегических направлений и округов. Только не понимают ребята, что «десантные» бригады без принятой в ВДВ системы воспитания и боевой подготовки, без корпоративной сплоченности и преданности десантному братству, без заботливого и требовательного Командования ВДВ превратятся через год-полтора в такие же, как у них, ограниченно боеспособные соединения. И Россия потеряет боеготовые и уникальные по своей стратегической и тактической мобильности войска, каких не имела, и еще долго не будет иметь, ни одна армия мира.

Кроме того, очевидно, что оперативные командования и группировки войск, создаваемые на территории военных округов, для прикрытия и обороны стратегических и оперативных направлений, не смогут эффективно выполнять задачи во внезапно-возникающих и скоротечных локальных, межнациональных, мятежных конфликтах за пределами Российской Федерации, в труднодоступных заполярных районах, на островных территориях. В тоже время невозможно на всякий оперативный чих создавать целевую группировку войск. Но мобильная группировка войск, гибкая по своему составу, характеру и районам боевого применения необходима. Её можно было создавать только на базе ВДВ. Сегодня эта возможность резко ограничена, благодаря непродуманным указаниям Генерального штаба.

За пределами Российской Федерации, на её заморских (островных) территориях, в родном Заполярье, кормящем олигархов и государевых чиновников, нет ни запасов, ни баз снабжения войск, ни путей подвоза, ни тыловых частей, ни органов управления ими. Мобильные же органы снабжения соединений и частей Воздушно-десантных войск расформированы и в новом облике не предусмотрены. Снабжение соединений ВДВ организовано в унифицированной территориальной системе обеспечения того военного округа, где они дислоцированы. Но в случае вооруженного конфликта подача предметов снабжения (боеприпасов, ГСМ, продовольствия и пр.) за пределы РФ, в Заполярье, на островные территории не предусмотрена. Соединения ВДВ до реформы имели батальоны материального обеспечения (обмо вдд), способные подавать различные грузы на парашютных платформах соединениям и частям в районы боевого применения. Сегодня они расформированы и в ВС РФ нет органов и средств для оперативной подачи предметов снабжения в труднодоступные районы.

Совершенно непродуманным шагом выглядит намерение Генерального штаба передислоцировать штаб ВДВ в Рязань. Прослужив 30 лет в ВДВ, из которых 15 лет в управлении Командующего, в том числе 7 лихих лет (1990-97 г.г.), начальником разведки ВДВ, я не помню случая, чтобы Командующий получал задачу по средствам связи. Обычно его вызывал к себе Президент, Министр Обороны или начальник Генерального штаба. Офицеры управления через час-полтора могли начать работу по планированию. Расположение штаба ВДВ совместно со штабом Военно-транспортной авиации обеспечивало (и сегодня обеспечивает) возможность совместного планирования. Разведывательную информацию мы оперативно получали непосредственно в ГРУ ГШ, в ФСБ, в МВД. Никакая разведка, в том числе американский «Эшелон», ни разу не вскрыла передачу ВДВ приказов, распоряжений, информации. Но при передислокации соединения ВДВ даже предварительное распоряжение получат не ранее чем через 8 -10 часов. Хотелось бы спросить у генерала армии Н. Макарова: а как же требования Военной Доктрины по «повышению оперативности управления», «сокращению временных параметров» при «непредсказуемости возникновения» и «скоротечности», военных конфликтов. Правда есть вариант вдвое сократить сроки – если Министр Обороны будет в г. Рязани ставить задачу Командующему ВДВ. В период полураспада СССР, десантникам приходилось видеть и такие варианты. Но ул. Матросская Тишина, где находится штаб ВДВ, всего в 15 минутах от Кремля.

Нельзя жертвовать безопасностью государства ради меркантильных интересов его бюрократии. У «Союза десантников России» есть предложение: пусть Министерство Обороны взамен участка земли на ул. Матросская Тишина возьмет у десантников больший и более сладкий кусок земли в районе Новороссийска или еще южнее в прилегающих субтропиках. Всеми силами будем содействовать такому обмену.

Совершенно алогично изъятие у ВДВ эскадрилий самолетов АН-2 и передача их в ВВС, которым эти латаные раритеты совершенно не нужны, а в ВДВ осложнилась организация воздушно-десантной полготовки личного состава, призываемого без участия аэро- и парашютных клубов ДОСААФ.

Полтора десятилетия назад, играя в «шахматную Евразию» Збигнев Бжезинский писал, что «не располагая возможностями по переброске войск на большие расстояния для навязывания своей политической воли и сильно отставая в технологическом отношении от Америки, Россия и Китай не имеют средств, чтобы постоянно оказывать политическое влияние в мире…». Полагаю, сегодня Китай имеет такую возможность, и Россия может её иметь. Центральный совет «Союза десантников России» надеется, что у Командования ВДВ есть расчеты, основанные на прошлом опыте успешного применения войск. Напомню о том, что всего лишь сутки понадобились двум соединениям ВДВ в 1968 году, чтобы десантироваться и занять намеченные объекты в г. г. Прага и Брно. В 1979 г. 103 гв. вдд и 345 гв. пдп за сутки заняли все правительственные и административные учреждения в столице Афганистана г. Кабул и обеспечили ввод других войск в эту страну. Не вникая в политический смысл, в военно-техническом и оперативном отношении это были блестящие военные операции. Ни 18 ВДК, ни КМП США не могут похвастать чем-либо подобным. Весьма решительно эффективно и быстро действовали части ВДВ при локализации десятка межнациональных конфликтов в СССР в 1988-91г.г. и позднее в миротворческих операциях на территории бывшей Югославии, в Чечне, в операции по принуждению Грузии к миру. Сегодня Воздушно-десантные войска сохраняют стратегическую мобильность и могут быть способны к переброске на другие ТВД по 5-6 вариантам: от парашютно-десантного батальона (за несколько часов) до оперативной группы в составе трёх усиленных дивизий под руководством полевого управления штаба ВДВ (за 8-10 суток). Как показали в марте 2010 г. учения 76 гв. вдд, части и подразделения ВДВ, обладая современными десантируемыми боевыми машинами, самоходными артиллерийскими установками и подвижными пунктами управления имеют также высочайшую тактическую мобильность и способны действовать быстро, решительно, с размахом. При этом на территории РФ (в пунктах постоянной дислокации ВДВ) должны оставаться органы снабжения, способные подавать запасы действующим боевым частям.

Полагаю, что именно этими соображениями руководствовались Президент и Министр Оборны, утверждая что «структура Воздушно-десантных войск меняться не будет». Однако, несмотря на эти заявления, она меняется. В результате исчезают возможности командования и штаба ВДВ по развертыванию полевого управления, тыл ВДВ не сможет подавать запасы в районы применения соединений и частей, сокращаются возможности их разведывательного обеспечения. Таким образом, в результате реформы ВДВ превращаются из резерва Верховного Главнокомандующего, из мобильной группировки, способной самостоятельно выполнять внезапные оперативно-стратегические задачи в удаленных и труднодоступных районах, лишь в средство усиления группировок Сухопутных войск. Как будто не было Афганской, Чеченской, Югославской, Закавказской и других военных кампаний. Как будто никто, никогда ничему не учился, не изучал опыт военных кампаний США в Персидском заливе и в Афганистане. Есть пословица: «Заставь дурака богу молиться – он лоб разобьёт». В роли такого богомольца выступает ГОМУ ГШ во главе с В. Смирновым: его попытки отличиться и быстро отсчитаться о завершении реформы, ликвидируя прежнюю систему допризывной подготовки пополнения, подготовки младших командиров и специалистов, прежде не создав им замены, снивелировать ВДВ под общую бригадную гребенку, не согласовывая с ГОУ ГШ их возможные оперативные задачи, идут вопреки стремлению руководства страны вернуть Россию в число ведущих мировых держав. Ослабление ВДВ ослабляет Россию в её возможности «навязывать другим свою политическую волю». Надеемся, что есть время серьёзному анализу подвергнуть все факторы военной реформы, в том числе и вышеизложенные.

Павел Поповских, председатель Центрального совета «Союза десантников России», начальник разведки ВДВ 1990-1997г.г.