22 ноября 1941 года начала работать автомобильная ледовая «Дорога жизни»

22 ноября 1941 года начала работать автомобильная ледовая «Дорога жизни»

«Дорога жизни» — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

22 ноября начала действовать автомобильная ледовая дорога, но отдельные суда продолжали доставлять грузы вплоть до 4 декабря

76 лет назад по военной автомобильной дороге, известной всему миру, как «Дорога жизни» в Ленинград проехали первые грузовики с продовольствием. «Дорога жизни» проходила от Ладожского озера до Ленинграда и была единственной магистралью, позволившей осажденному городу выжить. В Музее Победы представлена диорама «Блокада Ленинграда». Одна из росписей аванзала диорамы, демонстрирует эпизод, связанный с «Дорогой жизни». На фрагменте аванзала регулировщик показывает водителю «полуторки» проезд по льду Ладожского озера. Автомобиль, груженный продуктами и медикаментами, в сумерках направляется в осажденный город. Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.

Одним из символов «Дороги жизни» стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.

Окруженный фашистами Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Авиацией удавалось доставлять в сутки лишь около 200 тонн продуктов. 13 ноября ежедневный паёк ленинградцев был уменьшен с 200 до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября до 125 граммов.

Последней надеждой оставалось Ладожское озеро. Но Ладога замерзла лишь к 17 ноября, и лишь ко 20-му толщина льда позволила попытаться по нему проехать. Тогда со стороны Ленинграда на лед вышел конный обоз из 350 саней под командованием М. Мурова. Теряя людей, отряд достиг другого берега и 21 ноября вернулся в Ленинград с 63 тоннами муки.

Вечером того же дня на восточный берег отправилась разведывательная колонна из 10 машин под командованием Е. Бирюковича. А вслед за этой колонной выдвинулись 60 грузовиков, доставившие утром 23 ноября в осажденный город около 70 тонн муки.

Дорога жизни была открыта. Благодаря ей уже 25 декабря норма хлеба ленинградцев вновь поднялась до 200 граммов, а 24 января — до 250 граммов. Под постоянными обстрелами и бомбёжкой фашистов по Дороге жизни в Ленинград доставили свыше 1615 тысяч тонн продовольствия, а из города эвакуировали около 1376 тысяч человек — в первую очередь детей, стариков и больных.

Председатель РОО «Союз десантников» Ленинградской области Смирнов Ю.В.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...