НЕ-ПАРИЖ

Нам не забыть простых солдат.
Не воскресить их чудесами.
Живою совестью стоят
Они у нас перед глазами.

НЕ-ПАРИЖ

«Соколы Маргелова» вместе с поисковиками почтили память бойцов 121 стрелковой дивизии, павших в боях за село Колпаково Курской области. Сейчас это – десяток домов и речушка под снегом. Но в конце зимы 1943-го здесь развернулся бой, длившийся неделю. После него перестала существовать «свежая» 327-я пехотная дивизия Вермахта, переброшенная из Франции. Здесь оккупантам оказался не Париж.

Светлана Герасимова, член Ассоциации поддержки десанта Курской области «Соколы Маргелова»: «Прогуляться по центру французской столицы, выпить чашечку кофе в брассери, сходить на дневной сеанс в кино и успеть посмотреть на белых мишек в зоопарке… 327 пехотная дивизия Вермахта, сформированная во Франции, надеялась, что война будет такой. А пришлось воевать в Колпаково!»

Дивизию срочно перебрасывали под Курск – гитлеровцы не ожидали столь стремительного наступления Красной армии. Пытались вернуть контроль над железной дорогой Харьков — Белгород — Курск.

Владимир Некрасов, командир поискового отряда «Высота» Курской АЭС Мы сейчас на околице – видите, вот она, линия окопов? Вот они, блиндажи! До сих пор видно!!! Здесь находились наши солдаты, напротив села находились немецкие окопы, буквально за речкой был враг. Село расположено на господствующих высоты, как вы сами видите. И гитлеровцы это отлично видели и понимали. Имея свежие подкрепления, они пытались отбить у наших окопы и закрепиться здесь, чтобы начать контрнаступление.

Но наша, 121-ая стрелковая дивизия, и без того сильно потрепанная в боях за освобождение Воронежа, Щигров, Курска, стояла насмерть. Откуда взялись силы у ребят? Тяжелые бои под Колпаково длились неделю. Кажется, в этом противостоянии было уже что-то личное. Наши гнали врага на Запад, прочь с родной земли! В это время дивизия на четверть состояла из курян. Гитлеровцы не были готовы к такой встрече.

Максим Сухих, заместитель командира поискового отряда «Высота» Курской АЭС Село 4 раза переходило из рук в руки, немцы сильно лютовали – были злы на то, что с таким упорством наши бойцы сражаются. Как рассказывали местные, от деревни осталось несколько хат. Тут был серьезный артобстрел, участвовали в сражении танки как с нашей, так и с немецкой стороны. Немцы были озлоблены – не жалели мирных жителей.

Владимир Некрасов, командир поискового отряда «Высота» Курской АЭС Когда гитлеровцы окончательно оставляли село и поняли это, закидали гранатами подвалы со стариками и детьми. Ходили и закидывали буквально. У многих людей, кто еще здесь проживает, родственники тогда погибли. Выжили те, кто послушался наших командиров и эвакуировался. Людей предупреждали, но… скотину было жалко оставить. И сейчас даже по огородам находят местные ленты пулеметные, патроны…

После недельного боя под Колпаково пехотная дивизия Вермахта просто перестала существовать.

Владимир Армашов, председатель Ассоциации поддержки десанта Курской области «Соколы Маргелова» Наша 121-ая разбила ее начисто – и пошла с боями дальше. Но цена освобождения села – полторы тысячи погибших и две с половиной тысячи раненых красноармейцев!

Сегодня село с такой славной военной историей практически умерло: остался всего десяток домов на границе Курчатовского и Большесолдатского районов. И братская могила, одна из самых больших в области. На плитах – только треть имен, хотя полный список есть.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...