ОРЛОВСКИЙ ПАРУС УЖЕ НЕ ОДИНОК

ОРЛОВСКИЙ ПАРУС УЖЕ НЕ ОДИНОК

1 июля представитель Орловской областной общественной организации «Союза десанта и специальных подразделений» Всероссийского Союза общественных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России» Павел Овсянников посетил Орловский Парусный Клуб. Развитие Парусного Клуба в Орле это отдельная история, можно сказать Орёл – город морской славы. При всей своей мелководности Орловщина находится на водоразделе трех водных артерий, по которым при желании можно попасть в Каспийское, Азовское, Черное или Балтийское моря. Само основание города Орла и дальнейшая его история связаны с удобным расположением на слиянии двух рек. По воде сплавляли лес для постройки Орловской крепости; по большой воде уходили грузы и товары вплоть до Коломны, Москвы и Нижнего Новгорода со струговой пристани на Оке, о чём ещё недавно напоминала стоящая на этом месте часовня.

Как ни удивительно, Орел дал России целый ряд морских династий. К примеру, одним из первых членов Адмиралтейств коллегии, учреждённого царём Петром I, был уроженец села Красное Орловской губернии Г.И.Чернышев. Его сын И.Г.Чернышев генерал-фельдмаршал от флота возглавлял Адмиралтейств-коллегию, под его командованием начинал служить будущий Святой адмирал Федор Ушаков. Родственник Чернышевых, болховский дворянин Ржевский участвовал в Трафальгарском сражении. Одним из первых капитанов кораблей, построенных царем Петром I, был адмирал В.Я.Римский-Корсаков. Его правнук адмирал Воин Андреевич Римский-Корсаков, известный мореплаватель, именем которого назван ряд географических пунктов на Дальнем Востоке, с 1861 по 1871 годы возглавлял Петербургский морской корпус, первым выпускником которого 1706 года был его прадед. В историю корпуса он вошел как один из самых выдающихся его директоров. Младший брат адмирала, будущий композитор Н.А.Римский-Корсаков, также служил на флоте. Память об этой прославленной фамилии хранят села Скарятино и Корсаково Орловской области. Сыновья Воина Андреевича Петр и Федор участвовали в Русско-японской и Первой мировой. Капитан II ранга Федор Воинович после революции 1917 года возглавлял Союз взаимопомощи моряков в Эстонии. Старший брат адмирал Петр Воинович служил инспектором на красном флоте. Его сын Воин Петрович, названный в честь деда, был начальником училища командного состава флота, первого советского военно-морского учебного заведения. Всего морской корпус закончили и стали моряками 18 представителей этой фамилии, из них четверо были директорами корпуса. При въезде в Орел с севера у троллейбусного депо сохранились остатки строений усадьбы Остен-Сакенов. Сюда для написания «Севастопольских рассказов» приезжал Л.Н.Толстой к одному из руководителей героической обороны Севастополя генерал-адъютанту Дмитрию Ерофеевичу Остен-Сакену. Многие представители этой фамилии служили на флоте. Эту фамилию на своём борту носил эсминец «Капитан Сакен» в память о Христиане Ивановиче Остен-Сакене, который в 1888 году в боях у Очаковского лимана взорвал себя с кораблём, потопив четыре галеры турок, пытавшихся взять его на абордаж. Вместе с последними Сакенами, служившими в Императорском флоте до 1917 на кораблях «Аврора» и «Новик», описанных в разной литературе. На Балтике воевал выпускник Орловского реального училища морской инженер-механик, старший лейтенант Николай Георгиевич Стэрко, в эмиграции казначей и член правления Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже (сын управляющего орловским имением Сакенов). Сразу после Русско-японской войны первым начальником и организатором Морского генерального штаба стал вице-адмирал Лев Алексеевич Брусилов, орловский дворянин, младший брат генерала от кавалерии А.А.Брусилова, много сделавший для реорганизации и модернизации флота. Его сын Георгий, полярный исследователь, пропал без вести в одно время с другим орловцем В.А.Русановым. В начале 1904 года Русанов предлагал российскому правительству провести 2-ю Тихоокеанскую эскадру Северным морским путём, что возможно могло повлиять на исход не только Цусимы, но и всей войны. В Цусимском сражении японцами были захвачены два корабля, носившие имя «Орел»- броненосец и госпитальное судно, названное именем нашего города, построенное в 1890 году в Англии добровольным флотом. Но уже в 1909 году со стапеля в Данциге (Германия) сошёл новый «Орел», средства на который собирала вся губерния через комитеты поддержки и возрождения флота. До первой мировой войны «Орел» в составе Добровольного флота выполнял коммерческие рейсы в районе Тихого океана, а в 1914 году был переделан под вспомогательный крейсер. В 1915 году команда «Орла» приняла участие в первой в истории войны союзной десантной операции в Сингапуре. Моряки участвовали в подавлении мятежа полка Сипаев. На самом корабле во время этих событий были размещены женщины и дети дипломатических консульств. Половину англо-франко-русско-японского десанта составляли моряки с «Орла», высадившиеся на берег 5 февраля. Уже к 14 февраля мятеж был подавлен. За помощь, оказанную британскому союзнику, весь личный состав десанта с крейсера «Орел» получил награды: ордена и медали. На этом история не заканчивается. Президент ФПС Орловской области руководитель Орловского отделения Общества «Двуглавый Орёл» Константин Грамматчиков выступая сказал что мы будем возрождать исторические факты, а Орловское отделением «Союз десантников России» нам в этом будет помогать, и парусный спорт просто обязан развиваться в Орловской области.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...