ХОРОШИЙ ШТУРМАН

Я не знаю войны. Я не слышала страшные взрывы,
Про бомбёжки и голод из фильмов пытаясь узнать.
Ветераны уйдут. Но навеки останутся живы,
Если будем не только под праздник о них вспоминать…
Марина Терентьева
ХОРОШИЙ ШТУРМАН

«Соколы Маргелова» города воинской славы Курска поздравляют с 99-тым днем рождения жителя Курска, ветерана войны, штурмана «партизанской» эскадрильи 62-го гвардейского отдельного авиаполка ГВФ Михаила Жакова. Он воевал в глубоком тылу врага, совершая ночные вылеты к партизанам, перебрасывая за линию фронта десант, ведя разведку и уничтожая наземные цели противника.

Поздравления Михаил Петрович принимает по телефону — недавно вакцинировался и бережет себя. Воевать он начинал на легком бомбардировщике У-2 и разведчике Р-5, ставшем многоцелевой «рабочей машиной»: боевой, транспортной, пассажирской. У летчиков была присказка: что нужно для успешного выполнения задания? – Прежде всего хороший штурман! Михаил Жаков стал лучшим штурманом эскадрильи, обучал молодежь искусству ориентировки в ночных полетах. Обеспечивал воздушный мост Большая земля – Брянский лес. Во время Курской битвы ежедневно вылетал к партизанам, помогавшим Центральному и Брянскому фронтам. Доставлял спецпакеты на КП в местечко Свобода, не раз видел Рокоссовского, а в конце войны — и Жукова. Штурман был в дублирующем экипаже, прикомандированном к маршалу Победы: после войны тот возглавлял Советскую военную администрацию в Германии. А свои первые боевые вылеты Михаил Петрович сделал в 42-м в родной Курской области, оккупированной гитлеровцами. Об этом он рассказал корреспонденту Соколов Светлане Герасимовой.

«Я на фронте с января 42-го. Аэродром первый располагался в 12 километрах западнее Старого Оскола, Казацкая степь. Это был совхоз, и мы использовали их столовую и ещё кое-какие постройки для расположения, аэродромчик полевой сделали. И оттуда совершали полеты в мою родную Курскую область. На наших типах самолетов днем опасно летать – никакой защиты фактически не было. Самолет изготовлен из дерева и покрыт тканью, «перкаль» называлось. Крашеная. Она не пропускала воздух, воду. В перкаль ткнул пальцем – и пробил. И любой пулей, если достанет на низкой высоте, с винтовки можно до четырехсот метров было достать.

Цветут сады, поют соловьи, а мы бомбы возим… И когда заруливаешь на стоянку, соловьи перестают петь. Выключили двигатель – все, освоились, продолжают петь».

«Боевое знамя 62 гвардейского авиаполка ГВФ 17 августа 2007 года передано в музей Аэрофлота».

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...