ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ШЛИССЕЛЬБУРГСКОГО НАСТУПЛЕНИЯ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ м-ра МАРГЕЛОВА В.Ф.

ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ШЛИССЕЛЬБУРГСКОГО НАСТУПЛЕНИЯ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ м-ра МАРГЕЛОВА В.Ф.

Попытки прорыва блокады Ленинграда советское командование предпринимало с первых же дней. Все они были наспех и довольно плохо подготовлены, а потому обречены на неудачу. Узкий участок фронта вдоль берега Ладоги между Шлиссельбургом и деревней Липки («Фляшенхальс» — «бутылочное горлышко», как называли его фашисты) выглядел наиболее предпочтительным для удара. Командование Ленинградским фронтом решило атаковать позиции врага со льда Ладоги по всему побережью. В операции приняли участие 80-я стрелковая дивизия и недавно сформированный 1-й особый отдельный лыжный полк моряков КБФ.

1-й Особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота был сформирован в начале ноября в Кронштадте из моряков добровольцев в количестве 1200 человек и состоял предположительно из четырех батальонов. Среди них были моряки из экипажей погибших (в том числе и в Таллинском прорыве) кораблей, зенитчики, матросы береговой службы, защитники Ханко. Командовал полком пехотный офицер, майор В.Ф.Маргелов, (будущий Герой Советского Союза, после войны генерал армии, Командующий ВДВ СССР). Незадолго до операции Маргелов командовал 218 стрелковым полком 80-й стрелковой дивизии. 21 ноября 1941г. его вызвали в штаб дивизии в деревне М. Манушкино, откуда майор был направлен командовать лыжным полком моряков. Полк должен был участвовать в совместной операции с 80-й стрелковой дивизией.

Полк на лыжах из Кронштадта прибыл 20 ноября в Лисий Нос, далее по железной дороге в Ленинград. В Ленинграде в школе Подплава имени С.М. Кирова моряки получили боезапас, новые автоматы ППД (с круглым диском на 71 патрон), финские ножи с черной ручкой, по две гранаты РГД и по две лимонки. В вещевые мешки насыпали про запас еще патронов. Полк был переброшен в деревню Ваганово в районе Осиновецкого маяка. Предстояло наступать на Шлиссельбург. План операции предусматривал внезапную ночную атаку по побережью, восточнее Шлиссельбурга. По льду озера должны были наступать все части 80-й дивизии, а после атаки пехотных полков в прорыв должны были идти моряки-лыжники. Полк несколько раз выходил на Ладожский лед, но каждый раз операция срывалась по причине сложной ледовой обстановки.

А вот как обстояли дела с 80-й СД. Командир дивизии Фролов Иван Михайлович, зная положение дел во вверенной ему дивизии, доложил в штаб фронта, что дивизия к выполнению поставленной задачи не готова, что от полного штатного состава в десять тысяч человек в дивизии осталось всего два полка неполного состава. За что вместе с комиссаром Ивановым Константином Дмитриевичем был отстранен от командования.

Командиром дивизии был назначен полковник П.Ф.Брыгин (скончался от ран 8.01 1942 года). В ночь на 26 ноября 1941 года в обстановке полной неразберихи и неорганизованности с большим опозданием и без артподготовки 80 СД начала наступление на вражеский берег, но эта попытка не удалась. Как не удалась и следующая попытка, предпринятая 28 ноября. Не имея никакой связи с лыжным полком моряков майора Маргелова, участвовавшего в этой операции, и не зная его местоположения, дивизия пошла в наступление. Нужно было до рассвета без шума перейти на другой берег и внезапно атаковать врага. Пройдя шесть километров по льду озера, в 2-х километрах от неприятельского берега дивизия попала под шквальный огонь противника.

Плохо одетые, долгое время ожидавшие моряков на морозе, без укрытия, многие бойцы дивизии получили обморожение, а вражеская авиация и артиллерия разметали их по льду Ладожского озера, и поэтому существенной помощи морякам-лыжникам, наступавшим со стороны острова Зеленец, они не смогли оказать.

27 ноября 1941 года всё началось… «С наступлением сумерек полк встал на лыжи и, в который уже раз, спустился на лёд Ладоги. Двигаясь вдоль проложенной через Ладожское озеро дороги («Дороги Жизни», снабжавшей блокадный Ленинград через Ладожское озеро), моряки видели провалившиеся автомашины и санные повозки. Пройдя по льду примерно 30 километров до острова Зеленец устроили привал. Боясь потерять внезапность штурма, полк в середине ночи покинул остров и прибыл к намеченному рубежу атаки. Пехотных подразделений не было. Ранним утром поступил приказ снять лыжи и развернуться фронтом вдоль побережья.

Не дождавшись пехотных подразделений, рано утром моряки, развернувшись фронтом справа от Бугровского маяка, молча, двинулись на вражеские позиции. Прорвав первую линию неприятельских окопов у Новоладожского канала, полк Маргелова занял деревню Липки, подойдя к Староладожскому каналу. Однако, поставленную задачу без поддержки пехоты полк выполнить не смог. Гитлеровцы бросили в бой подкрепление и создали сплошную завесу артиллерийско-минометного и пулеметного огня. В этом сражении моряки-лыжники потеряли более 800 человек. Маргелов был тяжело ранен в ногу, двое моряков оттащили его на волокуше сначала на вмерзшую в лед полузатопленную баржу, а затем на остров Зеленец, находящийся примерно в 9 километрах от берега.

Выдержки из донесений 424 пехотного полка 227 пехотной дивизии в переводе с немецкого:

… Речь идет о наступлении на широком фронте Ладожского озера усиленной русской стрелковой дивизии 80, имеющей целью за счет стремительной атаки на Шлиссельбург, расширить прорыв немецкого фронта. … Вторгшийся в расположение полка со стороны озера вражеский лыжный полк, по данным пленных был сформирован в Кронштадте из частей различных полков (частично – зенитная артиллерия) и считался по своему состоянию элитным полком. Он был превосходно оснащен и экипирован.

… Полк был переброшен вчера, по-видимому, на ледоколе, на остров Большой Зеленец, находящийся на северо-востоке от Бугров и отправился оттуда ночью на лыжах. В 5 км от берега они оставили лыжи. Лыжники превосходные солдаты. Они были особенно хорошо одеты и имели маскировочные костюмы. Почти каждый второй имел автомат, все остальные – автоматическое оружие, и продовольствие на 4 дня… Атака производилась в боевом порядке «клин», состоящем из активных солдат, в основном матросов, сводного добровольного полка. Все солдаты имели военную выправку и производили превосходное впечатление. За счет своих маскировочных белых костюмов и покрашенных в белый цвет темных деталей оружия и приборов, они были практически незаметны.

Русский элитный добровольческий лыжный полк был полностью уничтожен. Свыше 1300 убитых находилось на поле боя. Только 26 человек были взяты в плен, так как до самого конца враг защищался. Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством. К сожалению, собственные потери тоже велики…
Введенные сегодня в бой в районе Липок 2 полка 80 стрелковой дивизии потерпели поражение от наших огневых средств обороны. Враг уже в исходном районе понес значительные потери от нашей артиллерии. Здесь также были захвачены в плен 36 человек…

…Масштаб боевой активности в обороне лучше всего отмечен нижеследующим расходом боеприпасов стоящих в районе Липок 2 взводов стрелков-мотоциклистов и 2 взводов противотанковых пушек армейской группы:

— 24500 выстрелов из пулемета

— 12000 выстрелов из карабинов

— 372 выстрела из противотанковых пушек

— 80 ручных гранат

Бой моряков лыжников в направлении Липки-Шлиссельбург оставил сильные впечатления у командира полка. Спустя годы Командующий ВДВ СССР, генерал армии В.Ф.Маргелов добился, чтобы десантники получили право носить тельняшки.

«– Удаль «братишек», – говорил он, – «запала мне в сердце. Мне хочется, чтобы десантники переняли славные традиции старшего брата – морской пехоты и с честью их продолжали. Для этого я и ввел десантникам тельняшки. Только полоски на них под цвет неба – голубые.» А когда на Военном Совете, проводимом министром обороны Маршалом Советского Союза А.А.Гречко, С.Г.Горшков, командующий ВМФ Адмирал Флота СССР, начал бурчать, что, мол, десантники крадут у моряков тельняшки, Маргелов в присутствии всех резко ответил:

— Я сам в морской пехоте воевал, и знаю, что десантник заслуживает, а что – нет!» («Десантник № 1 генерал армии Маргелов» А.Маргелов, В.Маргелов).
Хозин и Жданов сообщили Сталину и Молотову: «У нас была задумана очень интересная и способная дать быстрое решение операция по льду Ладожского озера 80-й дивизией с лыжным полком. Причем этот лыжный полк должен был пройти и действовать в тылу 8-й армии на левом берегу Невы. Эта операция была сорвана благодаря трусливо-предательскому поведению командования 80-й дивизии. Командир дивизии Фролов за три часа до начала операции отказался от ее проведения. Операция была перенесена на следующий день и проделана, но внезапность была нарушена. Мы направляем Вам представление с просьбой — разрешить командира 80-й дивизии Фролова и комиссара дивизии Иванова судить и расстрелять…»

Суд над командованием 80-й дивизии был показательным, и о нем сообщили ленинградские газеты. Расстрел командования дивизии лег темным пятном на ее репутацию. Долгое время бойцов и командиров дивизии не представляли к правительственным наградам. В 1957 году комдив Фролов Иван Михайлович и комиссар Иванов Константин Дмитриевич были посмертно реабилитированы.

Маргелова, который передвигался на костылях, привезли на этот суд. Фролов и Иванов, после провозглашения приговора, извинились перед Василием Филипповичем. Можно предположить, что ранение, полученное Маргеловым в бою, спасло его от участи Фролова и Иванова. После госпиталя Маргелов вернулся в 218 Стрелковый полк.
Председатель РОО «Союз десантников» Ленинградской области Ю.В.Смирнов

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...