«А мои-то куряне славные воины, под трубами повиты, под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги ими знаемы,
луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены».
2 ноября на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны прошел митинг, посвящённый 76-й годовщине обороны Курска от фашистских оккупантов. Вместе с горожанами почтить память о подвиге участников обороны Курска пришли представители общественных организаций, областной Думы, городского Собрания депутатов, администрации города. Собравшиеся возложили венки и цветы к памятному знаку курским ополченцам и бойцам истребительных батальонов.
Осенью 1941-го к Курску рвались фашистские оккупанты, которые мечтали пройтись по улицам города парадным маршем.
Николай Овчаров, глава администрации г. Курска: «Орел, Белгород уже были к этому времени оккупированы немцами. А город Курск оставался как бы в клещах. Готовились. Был создан комитет обороны города Курска, народное ополчение было сформировано».
Задуманный парад не состоялся: защита Курска была яростной, но… неравной. Городу с большим трудом удалось задержать продвижение врага к Москве. Куряне были плохо вооружены, но дисциплинированы и сильны духом.
Александр Манжосов, краевед: «Народные ополченцы — это были люди, которые не призывались в ряды Красной Армии. Это были рабочие, это были студенты, это были учащиеся. Они защищали город именно потому, что это была их внутренняя убежденность. Они в руки взяли бутылки с зажигательной смесью, самодельные гранаты, ружья, берданки».
Иван Малков, председатель Курского городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов: «Город Курск самоотверженно сражался за каждый клочок нашей земли. К сожалению, за 76 лет ушли все наши живые свидетели, и мы в прошлом году попрощались с нашей Должиковой Татьяной Федоровной, которой исполнилось 102 года».
Память о защитниках города — в сердцах детей и внуков. Каждый год, 2 ноября, к памятному знаку приходит женщина с красивым именем Эльмира. Так назвал ее папа — Филипп Меркулов. На этом снимке он рядом с сыном — Стасиком.
Эльмира Кушенко-Меркулова, дочь Филиппа Меркулова: «Мой отец был командиром истребительного батальона, и он знал, что он не вернется. Он чувствовал это. Он не хотел сына брать в этот день. Но он сказал: «Папа, я с тобой!» Он, во-первых, был у них связным в отряде, а во-вторых, он подносил ему патроны, он один был с пулеметом — больше не было ничего. Я преклоняюсь перед его мужеством, потому что это большая честь для меня, что у меня был такой отец».







Владимир Армашов, председатель Ассоциации поддержки десанта Курской области «Соколы Маргелова»: «Разгорелось жестокое сражение, в котором фашисты впервые за время сражений в Европе потерпели поражение. Это были лучшие силы 2-й немецкой полевой армии. По образному выражению Гудериана, «на гусеницах этих танков осела пыль всех дорог Европы». Они получили чувствительный отпор от малочисленной воздушно-десантной бригады под командованием полковника Александра Родимцева и стрелкового подразделения, в котором сражались недостаточно обученные и плохо вооруженные, но сильные духом курские добровольцы и ополченцы. С исключительной отвагой и мастерством они отражали атаки врага.
Оборона Курска была кратковременной, но кровопролитной: погибли более 700 ополченцев. Но ценой жизни они сумели выиграть для Красной Армии три дня. Осенью 41-го это было очень много.
Заместитель председателя Ассоциации «Соколы Маргелова»
Ю.В. Буров