ПРОСТИ, Я НЕ ВЕРНУЛСЯ

ПРОСТИ, Я НЕ ВЕРНУЛСЯ

22 февраля 2017 года Муниципальном общеобразовательном учреждении Средняя школа № 40 города Ярославля, в рамках мероприятий по увековечиванию памяти солдат и офицеров, погибших на полях Великой Отечественной войны и на Северном Кавказе, воспитанниками Ярославской областной детско-молодёжной военно-патриотической общественной организации ДЕСАНТНИК имени Леонида Палачёва и Ярославским отделением Общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества — Председатель Волкова Людмила Павловна открыта мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Майкове Николае Ивановиче (30.04.1918 — 13.03.2005) и Воронове Анатолии Владимировиче (14.09.1964 — 20.06.1996)

ПРОСТИ, Я НЕ ВЕРНУЛСЯ

ПРОСТИ, Я НЕ ВЕРНУЛСЯ

ПРОСТИ, Я НЕ ВЕРНУЛСЯ

На торжественном мероприятии присутствовали мама Анатолия Воронова — Людмила Андреевна и брат Алексей, ветераны боевых действий на Северном Кавказе, члены семей погибших защитников Отечества. Траурный митинг открыла директор школы Клепова Светлана Станиславовна. Собравшихся приветствовали ученики школы, родители и вдовы, погибших на Северном Кавказе и в Афганистане. Минута молчания… цветы и почётный караул в составе воспитанников общественного объединения. Эта мемориальная доска 74 по счёту, которую на территории Ярославской области открывают представители общественных объединений, входящих во Всероссийский Союз общественных объединений ветеранов десантных войск СОЮЗ ДЕСАНТНИКОВ РОССИИ — Руководитель, Герой Советского Союза, генерал-полковник Востротин Валерий Александрович


МАЙКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА — МАЙКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ 30.04.1918 — 13.03.2005

Майков Николай Иванович родился 30 апреля 1918 года в городе Ярославле в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал на паровозоремонтном заводе, учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с августа 1942 года.

Командир звена 134 гвардейского бомбардировочного авиационного полка 6 гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 8 воздушная армия, 4 Украинский фронт) гвардии лейтенант Николай Майков к ноябрю 1943 года совершил шестьдесят восемь боевых вылетов на бомбардировку вражеских войск, нанеся значительный ущерб живой силе и технике противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Майкову Николаю Ивановичу присвоено звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА с вручением ордена Ленина и медали ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА за № 1275.

С 1947 года капитан Майков Николай Иванович в запасе, а затем в отставке. Но вскоре недуг, казалось, его отпустил. В 1948 году он был зачислен на службу в войска ПВО на должность заместителя начальника штаба. Но ему хотелось летать, и в июне 1949 года он добился своего… Но через 7 лет болезнь снова дала о себе знать… И Николай Майков окончательно расстался с небом, но еще многие годы работал в Летно-испытательном институте в городе Жуковском начальником учебной части школы летчиков-испытателей. На пенсию вышел в 1994 году… Скончался 13 марта 2005 года. Награждён орденом ЛЕНИНА, двумя орденами КРАСНОГО ЗНАМЕНИ, орденами АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I, II степени. Имя Героя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Ярославского аэроклуба…

…первый боевой вылет Николай Майков совершил в августе 1942 года под Сталинградом. Потом десятки раз летал на разведку, одиночными бомбами тревожил немцев на их аэродромах. Однажды на него напало три мессершмитта. Майков принял бой. Внимательно следите за маневрами вражеских самолетов! — приказал он членам экипажа. Через минуту-другую услышал… Сзади сверху атакуют! Майков выждал несколько секунд и резко бросил машину вправо, потом влево. Он непрерывно маневрировал, сбивая с толку противника. Схватка закончилась в пользу Николая Майкова. Два мессершмитта были сбиты, один поспешил скрыться. Соединение, в котором служил Майков, получило от командования задание взорвать мост, от которого зависела судьба крупной немецкой группировки, закрепившейся на левом берегу Днепра. В девятку вылетающих на это задание вошли лучшие экипажи. В их числе был экипаж Николая Майкова. Началась тщательная подготовка к вылету на задание.

Наконец настал ожидаемый день. Три звена подошли к цели. Майков видел, как вошло в пике первое звено. Различил он и клубы взрывов у подходов к мосту. И вот его очередь. Пошел! — скомандовал штурман Умаров. Майков перевел самолет в пикирование. Он вел самолет словно по струне, и тот точно вышел на цель: бомбы попали на среднюю часть моста. Фашисты понесли тяжелый урон — на 12 дней прервалось их движение через Днепр. Боевое мастерство и героизм летчика высоко ценились — он прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи, совершил к ноябрю 1943 года 68 боевых вылетов на бомбардировку войск врага…

ВОРОНОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА — ВОРОНОВ АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 14.09.1964 — 20.06.1996

Спортом Анатолий занимался самозабвенно. И когда учился в ярославской школе № 40, и когда приобретал специальность машиниста-крановщика в ГПТУ №24. Не раз занимал призовые места на районных и городских соревнованиях. В начале восьмидесятых отслужил срочную командиром стрелкового отделения во внутренних войсках. На Северном Кавказе он оказался в ноябре 1995 года. Однако боевая биография гранатометчика войсковой части 22033 166 гвардейской отдельной мотострелковой Витебско-Новгородской дважды Краснознамённой бригады Анатолия Воронова насчитывает лишь несколько месяцев…

В 166 ГВАРДЕЙСКОЙ ОТДЕЛЬНОЙ ВИТЕБСКО-НОВГОРОДСКОЙ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННАЯ МОТОСТРЕЛКОВАЯ БРИГАДА С 23 ЯНВАРЯ ПО 3 ИЮЛЯ 1996 ГОДА ГОДАХ ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В ВОССТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПОРЯДКА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. ПОТЕРИ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ — 113 УБИТЫХ И 31 ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ…

Вместе с сослуживцами, дежурившими на КПП 15 блокпоста 166 ОМСБР (Гойтенкорт. Мескер Юрт) 08 марта 1996 года, Анатолий был захвачен в плен… ТРАГЕДИЯ 15 БЛОКПОСТА. ГОЙТЕНКОРТ. МЕСКЕР ЮРТ ПОДРОБНЕЕ На этом его следы терялись… Больше года, пока сын числился пропавшим без вести, его мать Людмила Андреевна Кочешкова вела поиски. К сожалению, запросы через официальные каналы результатов не дали…

А сердце матери не могло вынести неизвестности. Обывателю трудно понять, что это такое — негласное братство тех, кого сплотило общее горе, чьи сыновья, мужья, братья попали в чеченскую мясорубку и о судьбе которых месяцами нет известий…

Одно несчастье объединило матерей со всех уголков России. Тревожные письма, телефонные звонки — каждая из них старалась помочь Людмиле Андреевне хоть маленькой весточкой, переданной через десятые руки. Весточкой, дающей надежду на то, что сын жив… Когда очередная ниточка, ведущая к сыну, обрывалась, охватывало отчаяние : нет, ей никогда не найти Толю! Но наступал новый рассвет и приносил следующее письмо. И надежда снова возвращалась…

Из Курска в Ярославль пришло письмо от сестры солдата, пропавшего без вести в Чечне. Незнакомая девушка писала, что получила письмо из Воронежской области от матери, нашедшей тело своего сына в одном из ростовских морозильников… её сын, служивший по контракту, был расстрелян в июне или июле 1996 года и в ноябре отправлен в ростовскую лабораторию. При нём обнаружили записку с именами ребят, видимо, вместе служивших или попавших в плен. Среди них значится и ваш Анатолий… Значит, все-таки плен?! Но захваченных контрактников боевики расстреливают, не церемонясь! Надежда на то, что ее Толя жив, рухнула в одночасье… Я перебираю пачку писем, присланных на имя Людмилы Андреевны. Они написаны разными почерками. По обратным адресам можно изучать географию страны. Перечитываю их, и становится страшно. Нет, не от крови. От обыденности описываемых в них страшных событий, в которых, кажется, невозможно сохранить здравый рассудок. Или человек может привыкнуть ко всему? Даже к нечеловеческому существованию?

Не знал Вашего сына…, Мы в плен попали в разные места… Надежда вернулась к матери вместе с письмом, написанном на обычном тетрадном листе, со строчками, вымаранными армейской цензурой: …8 марта в четвертом часу утра нас захватили боевики, говорят, басаевцы. До ночи нас продержали в Шали, а ночью увезли в горы — Маркетинский район, бывший колхоз имени Орджоникидзе. Срочников и офицеров оставили там, а нас, контрактников, увезли в село Гойское. Потом вместе с пленными строителями из Саратова перебросили в село Старый Ачхой. После удара российской авиации нас увезли еще дальше в горы. Оттуда я бежал 16 марта. Когда я видел Анатолия в последний раз, он был живой. Правда, нас там били. Досталось всем. Ему отбили почки. Двое ребят были ранены при захвате блок-поста, двоих ранило при бомбежке. Ромку из Воронежа убило осколком… Но сами боевики пленными дорожат, хотят их обменять… Вообще все, что знаю, я рассказал в ФСБ в Ханкале и в Твери. Они все знают, но почему-то не говорят родителям… Следом в Ярославль пришло другое письмо …мы служили с Вашим сыном в одном взводе. До конца моего пребывания в плену я видел Анатолия живым. 1 марта Дудаев издал приказ — никого из пленных не убивать, и боевики этот приказ выполняли. Правда, я не надеялся на обмен и бежал. После выздоровления я порвал контракт и вернулся домой… Вот строки еще из одного письма со слов моего сына Саши, Ваш Анатолий был вместе с ним в плену. Ребята там как могли поддерживали друг друга. Но 20 марта моего Сашу обменяли, и о дальнейшей судьбе товарищей ему больше ничего не известно. Из Воронежа там было шесть человек, и никто не вернулся… Обидно то, что никто из тех, кто посылал наших сыновей в Чечню, ничего не знает и не несет никакой ответственности. А ведь наши мальчики отправились туда не от хорошей жизни… К нам приезжала одна мама. Она почти всю Чечню объехала, была в Ростове, в Твери — и все безрезультатно там столько родителей, но редко кто находит своих сыновей… Последнее письмо окончательно погасило надежду матери …я Рыжикова Ирина Леонидовна, почти два года искала своего сына в Чечне. Опознала его тело в лаборатории Ростова-на-Дону. Когда я добилась эксгумации сына, оказалось, что в яме их закопано 30 человек. Я не могла и их тела не забрать в Ростов. Там, в лаборатории, в кармане Вашего сына и нашли записку с домашним адресом. Его тело под номером 863 числится как неопознанное. Поедете за ним, возьмите медицинские справки, фотокарточку… Начинайте смотреть номера с 830 до 973, эта группа эксгумирована 28 и 29 октября 1996 года, в ней и Ваш сын В марте 1997 года в лаборатории Ростова-на-Дону будет общее захоронение, всех положат в братскую могилу, так как много лежит неопознанных тел. И их все привозят и привозят, уже нет места в морозильниках… В воинских документах Анатолия Владимировича Воронова значится 20 июня 1996 года расстрелян в плену. Умер от огнестрельного пулевого ранения головы…

И только пять лет спустя после гибели сержанта Воронова стали известны подробности, о которых матери тогда, в 1996, никто из официальных лиц не мог поведать. В феврале 2001 года военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа закончила расследование уголовного дела в отношении рядовых Клочкова и Лимонова. Эти фамилии ничего не говорили матери Анатолия Воронова, тем более что и служили парни в другой воинской части, во внутренних войсках. Однако судьба свела их троих в чеченском плену. Следствие подтвердило, что пленные, в том числе Анатолий Воронов, содержались чеченскими сепаратистами в лагерях для незаконно удерживаемых лиц, так называемого департамента государственной безопасности Ичкерии, находившихся в подчинении у полевых командиров Резвана Эльбиева, Ахмеда Дудаева, Мовлади Раисова на территории Ачхой-Мартановского и Урус-Мартановского районов Чеченской республики. В плену каждый выживает как может. Первый — помогая и всемерно поддерживая товарища. Второй — спасая жизнь любой ценой, в том числе ценой предательства. Среди первых оказался Анатолий Воронов. Среди вторых — Клочков и Лимонов. Захваченные в плен Клочков и Лимонов перешли на сторону незаконных вооруженных формирований, приняли ислам и с марта 1996 года пользовались уже таким доверием у боевиков, что им вернули автоматы Калашникова с боекомплектом и резиновые дубинки, — поясняет старший помощник военного прокурора СКВО, начальник следственного отдела полковник юстиции Климанов …какой ценой было куплено это доверие? Предатели стали служить надзирателями лагеря. Они не только охраняли других пленных, конвоировали их на работы, но и наказывали, избивали, истязали, казнили своих вчерашних сослуживцев…

То ли не дождавшись обмена пленных, то ли по приказу готовясь к дальнейшим активным боевым действиям, при которых охраняемые становились ненужной обузой, но 20 июня 1996 года бандиты вывезли в район находившегося неподалеку селения Рошни-Чу шестнадцать контрактников войсковой части 22033. Вместе с ними прихватили задержанного учителя из селения Старый Ачхой. Клочков и Лимонов преданно следовали за своими хозяевами. Всех пленных расстреляли, а потом перерезали им горло…

28 апреля 2001 года военный суд Северо-Кавказского военного округа приговорил предателей Лимонова и Клочкова к 15 годам лишения свободы. Матери, родственники погибших, оказавшиеся рядом на процессе, с изумлением для себя обнаружили, что их мужья и сыновья попали в плен при удивительно одинаковых обстоятельствах. 15 блокпост, расположенный близ Шали, был взят в плен в полном составе без единого выстрела. Часовых сняли тихо. Видимо, знали пароль. Случилось это в ночь с 07 на 08 марта 1996 года. В плен тут попали 38 человек. Почти по тому же сценарию оказались в плену военнослужащие 63 блокпоста под Шатоем — их забрали в 6.45 утра 14 декабря 1995 года. В конце декабря того же года оказались в плену столько же военнослужащих 32 блокпоста. Во всех 3 случаях выстрелов не было, боевики знали пароль. А накануне военным было приказано не иметь при себе оружия. И эти весьма странные обстоятельства, думается, должны стать предметом особого внимания ФСБ…

Сержант Анатолий Владимирович Воронов был опознан и идентифицирован в ходе криминалистической экспертизы, проведенной в 124 Центральной медицинской лаборатории Ростова-на-Дону. Похоронили его на Игнатовском кладбище в Ярославле… У Анатолия Воронова остался сынишка Сергей…

Среди писем и документов, которые бережно хранит Людмила Андреевна, есть и стихи, написанные Анатолием

По великой Руси,

По обширным степям

Вот уже который год

Ходят четверо славян.

Ищут счастья они

И не могут найти,

Потому что легко

Можно сбиться с пути.

Песня — хлеб славян

Да вина кувшин…

По обширным степям

Песня вторит им…

Общественное объединение выражает искреннюю благодарность руководству Всероссийского союза общественных объединений ветеранов десантных войск СОЮЗ ДЕСАНТНИКОВ РОССИИ, Посконову Илье, Марине Плахтинской, Леониду Гунину, Василию Буланович, Павлу Лопаткину, Сергею Бобушкину, Сергею Король, Николаю Санжеренко, Андрею Башуркину, Андрею Курацапову, Олегу Плюхавину, Илье Якунину, Роману Малышеву и Сергею Ивановскому за поддержку социально значимых проектов Ярославской областной детско-молодёжной военно-патриотической общественной организации ДЕСАНТНИК имени Леонида Палачёва.

Начальник штаба ЯРОО ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ имени генерала армии Маргелова В.Ф.
Сергей Кирьяшин

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...