ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

Для бессмертия нет слова «был».
Снова лётчика крылья разбудят.
Он, конечно, простил тех, кто сбил.
Но простит ли он тех, кто забудет?
Леонид Корнилов
ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

В Золотухинском районе Курской области поисковики подняли пикирующий бомбардировщик, сбитый летом 1942-го года. Он поднялся в воздух в тот момент, когда немцы начали масштабное наступление при поддержке авиации. Все, что дальше случилось с Пе-2 и его экипажем, известно по минутам.

Поисковики почти уверены: это был экипаж Владимира Утянского, остались рассказы жителей Казанки, помнящих и бой, и место гибели пикирующего бомбардировщика. Их сопоставили с журналами боевых действий. И главное — остались воспоминания Утянского, ему удалось выброситься с парашютом. Штурман Василий Ланговой и стрелок-радист Василий Егоров погибли.
ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

Виктор Носов, поисковик отряда «Курган»: «У Утянского — были страшнейшие ожоги лица. Его здесь местные жители — одни спасли, потом другие сдали. Там целая трагедия была у этого бойца».
ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

На территории Ануфриевского сельсовета работают отряды «Курган», «Курский фронт», «Соколы Маргелова», подъем — дело долгое и трудоемкое, местные помогают транспортом и экскаватором. Бомбардировщик вошел в землю на большой скорости, главная задача — найти на глубине двигатель с номерами, чтобы подтвердить личности экипажа. 28 июня они вылетел на разведку, «утро ясное, небо безоблачное», — вспоминал Утянский.
ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

Игорь Иванов, командир поискового отряда «Курский фронт», учитель истории:

«Ведь интересно, когда экипаж Утянского полетел на разведку расположения немецких войск, в это время немцы уже подняли свою авиацию в воздух!».

— Это вот единственное пока из костных останков. Это только штурмана, потому что штурман — единственный, кто в самолете остался. Стрелка-радиста деревенские потом нашли и похоронили».

Уже под вечер поисковики находят двигатель, на коленчатом вале — номера. Параллельно начинается работа с архивами и поиск родственников, которым передадут фрагменты самолета и останков.
ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

У Владимира Утянского было всего несколько секунд, чтобы спастись. Потом он напишет: «Я падал лицом вниз и видел, как с огромной скоростью в огне и дыме летел к земле самолет…» Этот боевой вылет оказался последним и в судьбе самого пилота. Он освободился из концлагеря только в апреле 45-го. Добился возврата наград. На момент, когда его сбили, у него — орден Ленина и два ордена Красного Знамени. Продолжил работать в гражданской авиации до 1974 года. Умер 10 лет назад. Но точка в истории экипажа Утянского из 24-го бомбардировочного авиаполка поставлена только сейчас.

ВОЙНА ОДНОГО ПИЛОТА

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...