ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК ВОИНАМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА «ДОРМАШ» ГОРОДА ОРЛА

ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК ВОИНАМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА «ДОРМАШ» ГОРОДА ОРЛА

23 февраля Орловская общественная организация «Союз десанта и специальных подразделений», «Флоту Быть» Российский Союз ветеранов Афганистана посетили памятники и воинские захоранения солдат Великой Отечественной войны, среди них и памятник на территории завода «Дормаш».

События Великой Отечественной войны не прошли наш город стороной, они оставили на нем кровавый след, который мы не должны забыть, сколько бы времени не прошло. В районах, городе поставлено множество памятников героям, павшим в боях на подступах к Орлу. О многих из них мы даже не подозреваем, а если мы не знаем памятников, то мы не знаем людей, которым обязаны жизнью.

20 апреля 1951 года министром строительного и дорожного машиностроения был издан приказ «Об образовании Орловского завода автогрейдеров». В 1952 году началось возведение корпусов завода «Дормаш». Датой основания завода считается 1955 год, когда завод начал выпускать собственную продукцию. Со временем производство расширялось и строились новые корпуса.

В 1966 году на территории завода рыли котлован. И обнаружили старый, засыпанный окоп, а в нём – останки солдат, винтовки, гранаты, противогазы. Позже выяснили, что 3 октября 1941 года на этой территории состоялся жестокий бой, в котором погиб взвод лейтенанта Попова. Немецкие танки засыпали окопы с погибшими солдатами. Вскоре состоялись торжественные похороны. Тогда же решили: к 50-летию Советской власти поставить памятник солдатам, которые защищали город Орёл в 1941 году. В сооружении памятника участвовали все. Комсомольцы на воскресниках рыли котлован, рабочие отдали часть своего заработка на возведение.

Памятник в виде прямоугольной каменной плиты, на постаменте рельефы с изображением трех скорбных женских лиц, лица матерей, матери-Родины. «Она помнит, она никогда не забудет своих сыновей, которые с честью выполнили свой воинский долг». Рядом надпись: «Пройдут века, но подвиг ваш не забудут благодарные потомки» и крупные цифры – «1941» и зажжен Вечный огонь. Авторы – скульпторы В.П. Басарев и В. Карпов, архитектор – А. Гейдройц. Работники завода «Дормаш» первыми увековечили память десантников, вставших на пути танков Г. Гудериана, ведь среди них было немало фронтовиков.

ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК ВОИНАМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА «ДОРМАШ» ГОРОДА ОРЛА

ЗАБЫТЫЙ ПАМЯТНИК ВОИНАМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА «ДОРМАШ» ГОРОДА ОРЛА

Жаль, что в последние годы Вечный огонь не загорается.

Мы не можем совершенно точно назвать всех тех, кто оставил свою жизнь на территории будущего завода, но имена некоторых из них нам хорошо известны. Участники боёв, проходивших под Орлом в 1941 году: Бывший политрук роты Михаил Васильевич Андрюхин и его побратим командир взвода, инвалид войны Иван Васильевич Кононов, рассказывали, что в конце июня в Орле стоял 24-й запасной пехотный полк. При нём были два учебных батальона. Готовили в них младший командный состав. Михаила Васильевича Андрюхина и назначили политруком одной из рот первого учебного батальона.

«До выпуска оставалось три дня, но поступило сообщение, фашистские танки прорвали оборону Брянского фронта и движутся на Орёл. В ночь с первого на второе октября объявляется тревога. Батальоны вышли навстречу врагу. В ночь на третье октября полк занял оборону вдоль реки Цон до её впадения в Оку. У Цонского моста, в лесу, расположился штаб. А усиленная рота М. В. Андрюхина заняла вторую линию обороны, ближе к Орлу.» Но всё пошло не по плану. Немецкие танки прошли рядом, по старой дороге. В Драгунском лесу, что под деревней Фомина, они в двухчасовом бою уничтожили заслон и вышли во фланг обороны полка Михаила Васильевича Андрюхина. Жестокий бой разгорелся в полдень 3 октября на опушке леса. Потом он перекинулся дальше, туда где сейчас стоят корпуса завода «Дормаш». Все солдаты дрались мужественно, самоотверженно.

На опушке леса старший сержант Журавлёв пулеметным огнём не давал фашистским автоматчикам захватить окопы, занятые полком. Полтора часа он сдерживал их натиск. Погиб старший сержант Журавлёв как герой.

Чуть дальше от леса дрался лейтенант Попов. В его взводе было 60 солдат. Они смело без сомнений шли на вражеские танки и забрасывали их бутылками с зажигательной смесью. Осколок снаряда сразил лейтенанта Попова. Погиб весь его взвод.

К вечеру замолкли пушки, пулемёты. На огромной поляне горели немецкие танки. От роты почти ничего не осталось. Танки утюжили недавно занятые окопы, фашистские автоматчики добивали раненых. Семь человек с Михаилом Васильевичем Андрюхиным – остатки роты – заняли круговую оборону в маленькой ложбине. Погибли бы и они, если бы не подошло подкрепление. Его привел Иван Васильевич Кононов.

Уже начало темнеть. И фашисты прекратили бой. Солдаты слышали, как уходили немецкие танки в сторону Орла. Через день полк начал отходить в сторону Болхова.

Кроме этих сведений из газеты Орловский комсомолец, в книге Память о подвиге мы можем обнаружить очерк Александра Ивановича Овчинникова о десантниках которые 3 октября вступили в бой с танковой армией Гудериана.

После долгих поисков А. И. Овчинников нашёл очевидца этих событий, им оказался Василий Тихонович Слюнин. Он рассказывал, что вечером 2 октября 1941 года в составе вооружённого отряда чекистов выехал в Кромы для ликвидации немецкого десанта. Но, как оказалось потом, там был не десант, а регулярные немецкие войска численностью 700 бронированных единиц. В отряде чекистов – семьсот бойцов. Семьсот штыков против семисот стальных машин. Если бы фашисты знали, кто перед ними, — говорит с грустной усмешкой Василий Тихонович, — быть бы нам на том свете. Нас спасла немецкая самоуверенность и немецкая пунктуальность. Приняв нас за регулярные войска Красной Армии, они не пошли по тракту, а переправились на правый берег Оки, где в темноте, видно, не смогли правильно сориентироваться и остановились в деревне Кнубрь.

Отряд не задержался долго под Кромами, а в два часа ночи пришёл приказ сменить позиции и перебраться поближе к Орлу. Создав оборонительный рубеж по реке Цон отряд принял бой. Утром 3 октября с отрядом пехоты и легкими танками. Чекисты встретили их дружным огнём и на протяжении нескольких часов не давали перейти Цон. Позже танки стали обходить защитников со стороны Гати. И в этот самый момент Василий Тихонович заметил посадку самолётов на орловский аэродром. Десантики, выгрузившись из самолётов, выбегали на дорогу Орёл — Кромы и с ходу вступали в бой с немецкими танками. «Это были молодые здоровые парни, одетые в куртки, шлемы, ботинки, вооружённые полуавтоматическими винтовками, автоматами, ручными пулеметами. У всех на поясах – десантные ножи, связки гранат. Своим бесстрашием, смелостью, повернули вспять даже танки».

Из писем десантников, участвовавших в высадке десанта в Орле.

«По распоряжению Ставки в район города Орла и Мценска по воздуху перебрасывается 5-й воздушно – десантный корпус в составе 10-й и 201-й воздушно – десантных бригад.»

«В 5 часов 30 минут 3 октября командир корпуса полковник С. С. Гурьев получил приказ вылетать по маршруту Коломна-Тула-Орёл, высадится на аэродроме Орёл, задержать продвижение танков противника на Тулу».

«Утро стояло серое, пасмурное. Изредка набегали порывы холодного ветра и с шумом срывали с деревьев пожелтевшие листья. Десантники молча садились в самолёты. Это были молодые, рослые, хорошо натренированные парашютисты. Многие имели общевойсковую форму, а часть из них была одета в форму десантников. В руках они держали самозарядные винтовки СВТ, ручные пулемёты, противотанковые ружья. На поясах висели кинжалы, финки, связки гранат».

«Первыми взлетели 11 самолётов. В замыкающей группе вел свой самолёт командир Чернобай. Вместе с ним вылетел генерал Безуглый, чтобы проконтролировать ход десантирования и на месте разобраться в обстановке. К моменту прилёта замыкающей группы обстановка на месте десантирования обострилась, бой переместился в район аэродрома. После посадки корабля Чернобай сбавил газ моторам. Сразу же в кабину ворвался гул близкого боя. Взрывы снарядов, гранат смешались с винтовочными залпами и пулеметными очередями. Из-за пелены дыма показались немецкие танки. Заметив десантную группу, они развернулись и стреляя на ходу, двинулись к самолетам. Все машины немедленно стали уходить в воздух. Танки приближались. Но едва первый танк подошел к окопам десантников, как тут же полетели гранаты. На фонтане взрывов танк споткнулся и, развернувшись, остановился. Буквально через секунду на его броню вскочили парашютисты. Остальные танки, как будто передумав, стали пятиться назад».

«В повторном вылете экипажи десантировали 3-й батальон 201-й воздушно – десантной бригады на аэродром Оптуха. После высадки парашютисты сразу же перерезали шоссе Орел – Мценск и вступили в неравный поединок».

201-я воздушно – десантная бригада была создана в 1936 году на базе опытных парашютно – десантных и воздушно – десантных отрядов. Это была первая парашютно – десантная бригада в Красной Армии. Она не только была первой по рождению, но считалась первой по боеспособности, выучке, стойкости. В её ряды влились крепкие, смелые, талантливые парни страны, любящие небо, риск, смелость.

Сейчас многие парашютисты из этой бригады лежат в орловской земле.

Люди, занимавшиеся перезахоронением, воинов на территории завода «Дормаш» говорили: «Здесь похоронены парашютисты – десантники».

Именно они бойцы 24-ого запасного пехотного полка, старший сержант Журавлёв, лейтенант Попов и его взвод из 60 человек, десантники 201-й воздушно – десантной бригады и защищали Родину на подступах к Орлу. Они выполнили поставленную перед ними задачу Ставки, задержать немецкие части. Вечная память героям!

Подвиг, совершенный советскими воинами, был по истине великим. Обидно, что прекрасную стелу, созданную талантливыми скульпторами и установленную на территории завода «Дормаш», не могут видеть все орловцы. В настоящее время завод обанкрочен, его территория заброшена, памятник нуждается в реставрации, Вечный огонь у памятника не горит. Про него мало кто из орловцев знает вообще. Он просто забыт. Имена героев, отдавших свою жизнь без остатка, ради своей страны, своих родных не должны быть забыты потомками. Наш народ должен предпринять все возможные меры для сохранения этой истории и передачи её потомкам, для того чтобы они никогда не допускали роковых и необратимых ошибок.

Организаторы мероприятия возложили цветы к памятнику и подняли вопрос о необходимости сохранения данного монумента.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...