Союз испытанных небом

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».

     На состоявшейся внеочередной конференции руководителем Всероссийской общественной организации ВДВ «Союз десантников России» (СДР) избран депутат Госдумы РФ Герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Востротин. Первое интервью в новом качестве он дал газете «Красная звезда».

— Валерий Александрович, прежде всего позвольте поздравить вас с избранием на этом пост. Союз десантников России — авторитетная организация. То, что её возглавили вы, да ещё по рекомендации командующего ВДВ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова,     многие десантники восприняли с одобрением. 

— Спасибо за поздравление. Не скажу, что предложение было для меня неожиданным. После кончины в июне 2011 года генерал-полковника Владислава Алексеевича Ачалова, возглавлявшего нашу организацию в течение девяти лет, встал вопрос: кому доверить руководство Союзом. В числе кандидатов рассматривались многие весьма достойные люди, и, без сомнения, они справились бы с этой общественной должностью.

     Что касается меня, то честно признаюсь, в этом году планировал сосредоточиться на работе в Московском городском отделении Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», родственной по задачам нашему Союзу. Однако председатель Наблюдательного совета СДР Александр Петрович Колмаков предложил мне возглавить Союз, а позже аналогичное предложение сделал генерал-лейтенант Шаманов, и я дал согласие. Просьбы командующего мы всегда воспринимали как приказ, даже не будучи в прямом подчинении. Это наша многолетняя десантная традиция.
Кстати, моё назначение воспринято не столь уж и однозначно. Некоторые члены СДР выступают не против лично моей кандидатуры, а за то, чтобы председатель выдвигался снизу, из региональных организаций.
— Союз десантников России объединяет десятки бывших и действующих представителей воздушно-десантных войск. Это достаточно разноликий контингент. Как соединить потенциал, сплотить людей в рамках одной общественной организации?
— В состав СДР входят общественные организации, объединяющие ветеранов ВДВ, спецназа ГРУ и морской пехоты ВМФ. Устав предполагает полную самостоятельность в деятельности той или иной организации, входящей в Союз. И покушаться на это никто не собирается. Свою роль представляю не в том, чтобы навязывать кому-то своё видение либо свою методику работы, а максимально помочь в защите прав и поддержке местных инициатив во всех структурах.
Развитие и укрепление Союза десантников России я вижу в реализации основополагающего принципа легендарного командующего ВДВ генерала армии Василия Филипповича Маргелова: «ВДВ — десантное братство». В нашей организации равны все — и генерал, и рядовой — при безусловном уважении заслуг и персонального вклада каждого члена Союза десантников России в развитие Воздушно-десантных войск. Будем неукоснительно соблюдать и пропагандировать маргеловские традиции, постоянно сотрудничать с действующими десантниками.
— Какие цели ставите перед организацией?
— По-прежнему, в соответствии с Уставом СДР, это представление интересов и защита прав ветеранов-десантников, особенно получивших ранения, увечья в «горячих точках», и семей погибших офицеров и солдат в государственных органах всех уровней. Также мы будем оказывать поддержку соединениям и частям ВДВ, спецподразделениям в укреплении боеготовности, воспитании молодых воинов на героических боевых традициях старших поколений.
Незыблемым принципом дальнейшей работы СДР будет преемственность в том, что уже сделано. Генерал-полковник Ачалов, зная о проблемах ВДВ не понаслышке, выстраивал работу Союза как некую опору войскам в современных условиях. Считаю, что организации, входящие в СДР, должны как бы стать «частями и соединениями Воздушно-десантных войск в запасе» и находиться в одном строю с действующей крылатой гвардией России: не сбоку, не сзади, а в общем боевом порядке и решать часть задач, возложенных на ВДВ. Для этого членам СДР предстоит войти в советы ветеранов тех частей, где они когда-то служили.
— Какие именно задачи вы имеете в виду?
— Во-первых, оказание действенной помощи военным комиссариатам Министерства обороны в подготовке призывников к службе в ВДВ, войсках специального назначения ГРУ ГШ, в разведывательно-десантных подразделениях Сухопутных войск. Мы можем участвовать в воспитательном процессе в воинских частях, оказывать помощь командирам в преодолении негативных традиций. Можно сказать, стать альтернативой стихийным общественным структурам, которые, на мой взгляд, однобоко и не всегда положительно влияют на воинские коллективы. Уверен, бесценный опыт ветеранов-десантников окажется востребованным и полезным в работе с нынешними солдатами, сержантами и офицерами.
В системе воспитательной работы есть мероприятия, которые готовит и проводит командование. Мы будем договариваться, чтобы подключать к ним своих представителей. Ответственный за дело командир никогда от нашей помощи не откажется.
— Это договорённости, так сказать, личного характера. А официально вы как-то планируете закрепить взаимодействие?
— Да, с руководством Министерства обороны мы надеемся заключить соглашение о намерении. Причём, будет оно юридически оформлено или нет, не столь уж и важно. Главное, чтобы руководители военного ведомства поддерживали наши инициативы.
— Некоторое время Союз десантников России был достаточно политизированной организацией. 
— На последней конференции СДР наша политическая позиция была сформулирована примерно так: бывший десантник вправе состоять в любой партии. Союз же десантников России, равноудалённый от всех партий, поддерживает десантников, которые находятся в любых партиях и организациях, кроме, конечно, экстремистских. То есть мы всегда поддержим члена нашей организации, независимо от его политических воззрений и пристрастий, в делах на благо Вооружённых Сил и, в частности, Воздушно-десантных войск.
— С чего начнёте работу в Союзе?
— Во-первых, с совершенствования работы центральных органов Союза, и в первую очередь Исполнительного комитета, который по сути дела представляет собой штаб СДР. Считаю, что исполком будет владеть информацией о реальном состоянии дел во всех структурных подразделениях, проводить всесторонний анализ, повседневной работы, выделяя проблемные вопросы, вырабатывать предложения руководству, доводить решения председателя до организаций, входящих в Союз, юридически, административно и материально обеспечивать их реализацию. Для усиления руководства Союзом заместителями председателя будут представители от каждого федерального округа.
Кроме того, я намерен заняться укреплением всех организаций, входящих в Союз, и созданием новых, увеличением их численности в регионах.
— Не секрет, что многие региональные организации СДР существуют формально и настоящая работа там не ведётся. Что планируете предпринять для их укрепления?
— Нельзя сказать, что десантники не участвуют в общественной жизни страны. И малочисленность некоторых наших организаций объясняется тем, что многие входят, к примеру, в «Боевое братство», «Российский Союз ветеранов Афганистана», потому что эти объединения были созданы раньше, чем СДР. Поэтому я вижу важным моментом в нашей работе взаимодействие с родственными нам союзами.
Кроме того, чем наша организация перспективна? Если объединения ветеранов Великой Отечественной войны, Афганистана количественно уже не пополняются, то наш Союз будет постоянно подпитываться десантниками, увольняемыми с военной службы. Ну а в дальнейшем я не исключаю увеличение численности СДР и за счёт создания первичных организаций в действующих частях ВДВ, ГРУ.
Конечно, необходимо конкретными делами завоёвывать авторитет в области, городе: заниматься военно-патриотическим воспитанием молодёжи, создавать кадетские классы десантного профиля, помогать аэроклубам, стрелковым и спортивным секциям, особенно единоборств, проводить фестивали и конкурсы военно-патриотических песен, участвовать в серьёзных городских и областных проектах.
Для того чтобы проводить в жизнь всё намеченое, надо научиться зарабатывать деньги. Хватит ходить с протянутой рукой. Законная экономическая деятельность в интересах самофинансирования СДР и создания рабочих мест для десантников не может быть второстепенной в наших организациях. Ветеранам-десантникам нужно помочь административным ресурсом. А он появится, если мы завоюем авторитет в отдельно взятом городе или регионе.
— Вы упомянули о необходимости участия бывших десантников в военно-патриотическом воспитании молодёжи. По всей России действует много военно-патриотических объединений такого профиля. Планирует ли СДР систематизировать всю эту работу? 
— Мы не государственная и не военная организация. Считаю, что выстраивать какую-то вертикаль не нужно. Наша задача — стремиться к тому, чтобы региональные организации СДР вписались в общее дело военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на местах. Планирую встречи с руководителями исполнительных органов государственной власти, на которых сделаю ряд предложений по более активному привлечению наших организаций к работе в этом направлении.
— И на свой депутатский ресурс рассчитываете?
— Нет, к сожалению. Через несколько месяцев истекают мои депутатские полномочия. Но за восемь лет работы в Государственной Думе у меня появилось много друзей, занимающих ответственные посты. Рассчитываю, в частности, на поддержку Николая Дмитриевича Ковалёва, который возглавляет в Госдуме Комитет по делам ветеранов, его заместителя Франца Адамовича Клинцевича, лидера Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», и на многих других влиятельных людей.
— Притчей во языцех стало поведение некоторых воинов-десантников в день ВДВ. По традиции в этот день бурное празднование сопровождается купанием в фонтанах, даже асоциальными выходками людей в тельняшках. И зачастую общество судит о десантниках лишь по этим нелицеприятным фактам. Надеетесь как-то повлиять на ситуацию? 
— По «выходкам» некоторых граждан в день празднования Дня ВДВ в обществе действительно создаётся имидж представителя «крылатой пехоты» как потенциального дебошира. Лично мне не по душе коллективные купания в фонтане в парке им. Горького. Нескольким десяткам развязных людей, среди которых есть и «ряженые», то есть не имеющие к ВДВ отношения, всё равно по какому поводу «махать кулаками». Большинство же десантников отмечают свой и всенародный праздник достойно. К примеру, одно из традиционных мест встречи «голубых беретов» в День ВДВ — Поклонная гора. Десантники собираются у входа в Парк Победы и под марш военного оркестра организованным строем идут к памятнику воину-интернационалисту, рядом с которым несколько лет назад установили боевую машину десанта БМД-1. Там проводится митинг, на котором выступают уважаемые в ВДВ люди. Звучат любимые песни десантников, полевая кухня угощает всех желающих кашей с тушёнкой и компотом. Затем организованно на автобусах десантники выезжают за город и уже там отмечают праздник в своём кругу. Кстати, несколько лет назад я обратился ко всем командирам дивизий с просьбой сделать планшеты с фото- и видеообзором частей ВДВ. Так что теперь ветераны-десантники могут посмотреть эти материалы и вспомнить былое…
Необходимо подготовить места массовых гуляний в День ВДВ в каждом городе России. Почему бы, скажем, традиционные купания в фонтанах не превратить в заплыв на время. К слову, активисты Московской организации СДР совместно с городскими властями за последние два года превратили буйные гулянья в парке им. Горького в организованный праздник. Главный вход в парк украшают флагами ВДВ, декоративными голубыми беретами. Десантников и гостей праздника угощают мороженым и арбузами, солдатской кашей. Во время празднования официально устраиваются показательные выступления десантников, концерты. Но, к сожалению, людям из-за буйства неуправляемых групп День ВДВ запоминается не этим…
Мы однозначно будем проводить целенаправленную работу по формированию объективного образа российского десантника.
— Как говорится, планов громадьё…
— Каких-то всеохватных планов у меня нет, ведь общественная организация не обладает полномочиями. Но самое главное, что мы представляем структуру, готовую трудиться во имя благополучия и безопасности Отечества. В этом отношении у меня есть поддержка — и не только от членов Наблюдательного совета, куда входят все бывшие командующие ВДВ, уважаемые ветераны-десантники, бизнесмены, другие известные люди, но и от Центрального совета, от представителей регионов. Ведь десантное братство — реальный факт, и за ним важно видеть нашу готовность растить новые поколения надёжных защитников страны.

Визитная карточка
Валерий Александрович Востротин родился 20 ноября 1952 года в городе Касли Челябинской области. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
В войсках прошёл путь от командира парашютно-десантного взвода до командира гвардейской парашютно-десантной дивизии.
С 1979 г. по 1982 г. и с 1986 г. по 1989 г. военную службу проходил на территории Республики Афганистан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6.01.1988 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1994 г. по 2003 г. — заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1998 г. Указом Президента РФ В.А. Востротину присвоено воинское звание генерал-полковник.
С декабря 2003 года — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ (4-го и 5-го созывов).
C 27 февраля 2007 года — председатель Совета Московского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
1 октября 2011 года избран председателем Всероссийской общественной организации ВДВ «Союз десантников России» (СДР).

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...